В эти дни, а именно с 1 по 16 января, в далекой Южной Америке проходит легендарный ралли марафон "Дакар". Наверняка все хоть раз видели в экране телевизора рвущийся сквозь дюны пустыни "КАМАЗ". Это, скорее всего, был "Царь". Так журналисты и фанаты автоспорта называют Владимира Чагина. А как его еще называть, если он 6 раз выигрывал самую изнурительную и сложную гонку. Но на "Дакаре" есть и другие представители нашей страны, так же достойные внимания. Леонид Новицкий, например.
На него возлагались большие надежды в этом году. В 2010 Леонид стал чемпионом мира по ралли-рейдам в составе команды BMW X-Raid. На "Дакар" он ехал с большими надеждами. Гонка началась для Новицкого спокойно. Пилот не спешил и ждал свой момент - участок с пустыней. На этапе 7 января Новицкий совершил несколько обгонов и показывал хорошую скорость. Но в момент очередного обгона автомобиль с экипажем получил удар в переднее левое колесо. Новицкий сломал руку, которая была повреждена ранее и выбыл из борьбы. Однако уезжать с гонки он не собирается! Он остался до конца, чтобы помочь команде.

Леонид Новицкий (1 июля 1968, Коркино) - российский гонщик, обладатель Кубка Мира FIA по ралли-рейдам 2010 года. В соответствии с листом приоритетов FIA он входит в двадцатку лучших автогонщиков мира. Болельщики окрестили Новицкого "Царем Сахары" и "Импертором пустыни" - за его пристрастие к африканским просторам.

Леонид Новицкий родился 1 июля 1968 года в городе Коркино, Челябинской области. Закончил Уральскую Государственную сельскохозяйственную академию. Свой путь в большой спорт Новицкий начал с того, что в 2002 году решил испытать себя в качестве штурмана на гонках Национального олимпийского комитета Белоруссии по джип-триалу. Этого оказалось достаточно для возникновения стойкой "гоночной" зависимости.
В 2003 году Леонид Новицкий завоевал Кубок Национального олимпийского комитета Белоруссии по джип-триалу.
В 2005 году он выиграл Кубок России по ралли-рейдам и начал активно готовиться к международным гонкам. В том же году в Объединенных Арабских Эмиратах на последнем этапе Кубка Мира по ралли-рейдам он финишировал 5-тым в абсолюте.
В 2006 году он участвует в зачете легковых автомобилей на легендарном мавтомарафоне "Дакар", получает предложение от итальянского "Техноспорта", - и показывает лучший из всей команды результат: в общем зачете финиширует 25-м, оставив позади заводских пилотов.
На "Дакаре 2007" экипаж Новицкого уверенно входит в двадцатку сильнейших. И в том же 2007 году Леонид становится чемпионом России по ралли-рейдам.
С 2008 года Новицкий является пилотом команды BMW X-Raid.
В 2008 году на первом этапе Кубка Мира в Тунисе экипаж Новицкого получил приглашение выступать за заводскую команду BMW X-Raid. Этот случай пока первый и единственный в истории ралли-рейдов, когда россияне выступают на международных соревнованиях в таком высоком статусе.
Но и на немецком железе он защищает честь России: выступает под российской лицензией и под российским флагом. Из семи пилотов BMW X-Raid контракт с финансовым обеспечением имеют только двое - сам Новицкий и его коллега-француз, 9-кратный победитель ралли "Дакара" Стефан Петрансель.
Следует отметить, что с 2005 по 2009 год штурманом Леонида Новицкого был профессонал международного класса Олег Тюпенкин. В 2009 году стояла задача выиграть Кубок мира в абсолютном зачете, но страшная авария 1 мая на Ралли OiLibya de Tunisie (Тунис) надолго вывела экипаж из строя. В тот день Новицкий стартовал первым, и через 11 км после старта на большой скорости влетел в серию песчаных переметов. Новицкий и Тюпенкин, получив серьезные травмы, были вертолетом доставлены в госпиталь. Гонку остановили, а спецучасток отменили. Только в конце октября Новицкий смог вновь сесть за руль болида, где на ралли Shamrock Rallye du Maroc (Марокко) с новым штурманом Андреасом Шульцем занял второе место, уступив Петранселю. После чего у него появился девиз: "Дважды побеждает тот, кто побеждает самого себя".
На "Дакаре 2010" он занял 11 место.

Начиналось все в 1977 году ливийской пустыне. Во время соревнований Абиджан-Ницца французский мотогонщик Тьерри Сабин сбился с курса и заблудился. Его случайно нашли кочевники. Они и спасли ему жизнь, в лагере он оказался только через три дня. Глубоко пораженный произошедшим и находящийся под впечатлением от фантастического пейзажа пустыни. Тьерри загорелся идеей вернуться в пустыню с другими гонщиками. Разработав сложный автомобильный маршрут из Европы в Африку, стал воплощать его в жизнь. По его замыслу путь начинался в Париже, а заканчивался на западе черного континента, с столице Сенегала - Дакаре. 26 декабря 1978-го участники первого в истории марафона "Париж - Дакар" отправились в путь. В первой гонке приняло участие 182 экипажа, из них финишировало 74. Спортивный мир быстро осознал перспективность затеи.
Расцвет "Дакара" пришелся на вторую половину 80-х. В 1988-м был достигнут пик по количеству участников: на почти 13000-километровый маршрут отправились рекордные 603 экипажа. В 90-х " Париж-Дакар" переживал непростые времена. Не столько из-за политической нестабильности в Африке сколько из-за междоусобиц руководителей европейского автоспорта. В 1993-м на старт вышли всего 154 экипажа. Впрочем, нынче золотые времена ралли-рейда, похоже, возвращаются. В последние годы количество участников постоянно растет. Ралли теперь правильнее называть просто - "Дакар", так как оно уже не стартует из французской столицы - Парижа. Гонки длятся две недели, а старт происходит в канун Нового года или после него. 6 января 2007 года легендарный ралли-марафон "Париж - Дакар" стартовал в 29-й раз. На этот раз из Лиссабона, следующий старт 30ый-юбилейный! Участвовать в добровольной пытке можно на любом авто: легковом, грузовом, мотоцикле, квадроцикле. Длина трассы, проходящей через саванны и горные перевалы, пустыни и джунгли, в среднем составляет примерно десять тысяч километров. В разные годы наряду с профессиональными гонщиками на трассу выходили и знаменитости: рок-звезда Джонни Холлидей, трехкратный чемпион мира по горнолыжному спорту Люк Альфан, знаменитый яхтсмен Лоран Бурньон, двукратная чемпионка мира по скалолазанию Изабель Патисье и другие. Профисионалов и любителей не останавливают различного рода опасности. Песчаные бури и прочие природные катаклизмы неоднократно становились причиной поисково-спасательных работ. В 1983-м одновременно умудрились потеряться около 40 участников, а годом раньше четыре дня плутал по пустыне экипаж Peugeot, за рулем которого был сын знаменитой Железной Леди, Марк Тэтчер. В 1999-м произошла, пожалуй, самая массовая стычка гонщиков с местным населением. В Марокко были взяты в плен 23 экипажа. Отобрав документы и деньги, налетчики скрылись, прихватив с собой мотоцикл, четыре джипа и два грузовика. С оставшихся машин грабители слили весь бензин. Между Мали и Западной Сахарой постоянно идет война. На время гонки трассу на территории боевых действий разминируют. Это не всегда помогает, бывали случаи, когда пилоты не могли удержать машину на узкой, свободной от мин, полосе, вылетали за ограждения и подрывались на минах. Такой случай произошел в 1996 году, грузовик техпомощи Ситроен под управлением Лорана Гежена подрывается на мине на юге Марокко. Схожий ситуация повторилась на границе Марокко и Мавритании в 2001году, тогда подорвалась на мине машина португальца Жозе, Эдуарду Ритбейру. Ралли Париж-Дакар знает и немало трагических случаев гибели гонщиков: в 1986 году потерпел крушение вертолет, на борту которого находился бессменный организатор гонки Тьерри Сабин. Спустя два года разбился грузовик голландской команды ОАР, лидировавший в гонке с большим отрывом. Оба водителя погибли на месте. 10 января 2005 года в испанском госпитале после недельного пребывания в коме скончался испанский мотоциклист Хосе Мануэль Перес. Спустя два дня, на 11-м этапе, погиб один из сильнейших гонщиков-мотоциклистов мира Фабрицио Меони. Трое человек погибли под колесами грузовиков - два бельгийских мотоциклиста, которые не участвовали в ралли, а также пятилетняя сенегальская девочка, которая вырвалась из рук родителей и выскочила на шоссе. И это только лишь часть горькой статистики . За 29 лет гонок уже погибли 54 человека, из которых 24 были участниками соревнований, среди жертв - 8 детей и 2 женщины. В Ватикане осуждают эту гонку, как пишет одна из газет "Оссерваторе Романо" - "Маршрут ралли покрыт кровавым шлейфом, который с каждым годом становится все длиннее". Многие упрекают организаторов и спонсоров гонок в игнорировании реалий Северной Африки. Многочисленные обломки автомобилей, брошенных в пустыне, называют "ржавыми памятниками безответственности" западного человека. Зато девиз марафона звучит как- "Поединок для участников. Мечта для зрителей". А какая мечта может быть у жителей например Мали? Страны через которую проходит гонка, если там недоедает 40% населения! По статистике ООН - Мали одна из беднейших стран планеты, занимающая среди африканских стран 4 место с конца. Хуже может быть только там где война. Конечно часть денег от проведения ралли перепадает странам участницам. Но местное население от этого вряд ли стало лучше питаться. А ведь порой тратятся миллионы. Так в 2000-м году часть дистанции должна была пройти по территории Нигера. Однако США и министерство иностранных дел Франции предупредили организаторов ралли о нестабильности в этой стране и возможных терактах. Участники гонки были переправлены мимо Нигера в Ливию на самолетах. Эта операция стоила 4,5 миллиона долларов. При этом правительство Нигера ручалось за безопасность гонщиков. Даже на последней гонке в 2007 году было отменено два этапа в Мали, поскольку была велика вероятность похищения гонщиков, алжирскими повстанцами. Это лишь часть сухой финансовой статистики. Для кого-то это окупаемые деньги, а тем временем для кого то это безвозвратные жизни! Может стоит изменить девиз ? К примеру, чем плох римский "Хлеба и зрелищ"? А поединок пусть остается борьбой "команд гладиаторов". Ценой за победу в которой, может стать их собственная жизнь!















Золотой Бедуин - приз:



Камазовцы:



Леонид Новицкий за рулем:








Новицкий и Шишери:



Панель болида:




Спецучасток:




Полезные ссылки:
http://community.livejournal.com/rally_story/ (ЖЖ команды BMW X-Raid)
http://www.facebook.com/home.php#!/home.php?sk=group_168979386468572&ap=1 (группа Леонида в Facebook)
http://vkontakte.ru/club22217023 (группа Вконтакте, в которой больше 100 000 человек)
http://twitter.com/l_novitskiy (Твиттер Леонида)
http://www.lnovitskiy.ru/ (пресс-центр Леонида)